鶹ҳ

« Назад | Блог | Вперед »

Как я была невидимкой

Наталия Пронина, Самара Наталия Пронина, Самара | 12:37, понедельник, 28 мая 2012-28, 12:37

Последнее время вопросы о планах и мечтах ставят меня в тупик. Как-то вот так умудряюсь жить, что ни планов больших, ни "мечт". Прямо даже неудобно себя чувствую, когда меня спрашивают о них. И главное - несмотря на это, жизнь наполняется интересными событиями и встречами.

Например, в конце февраля мне неожиданно поступило предложение поучаствовать со своими картинами в выставке "Невидимки" - "о людях, остающихся "за кадром" бешеной современной жизни". Сама выставка намечалась на конец апреля в самарском "Арт-центре".

Об организаторах я почитала на их сайте. "Арт-центр" появился в 2009 году и сегодня занимается поддержкой развития современного искусства и культуры в Самаре, проводя на своей территории художественные выставки, семинары, кинопоказы, вечеринки, сотрудничая с самарскими, питерскими, московскими галереями, а также - с кураторами и художниками из других стран.

Если честно, назвать себя художником мне сложно. Я называю свое творчество – пробы маслом. А уж с современным искусством вообще "плохо дружу", поэтому было время подумать – надо ли мне все это. Любопытство взяло верх. И в один из дней последней декады апреля я была в "Арт-центре" на открытии "Невидимок".

Меня заинтересовало то, что подобную выставку проводила негосударственная организация, занимающаяся именно художниками. В общем-то, и первые самарские фестивали творчества инвалидов, в которых я участвовала, тоже начинались не госучреждениями, но зато сейчас, уже на протяжении многих лет, государственные социальные службы ежегодно их организуют. Правда, я давно отошла от участия в них.

Куратор апрельской выставки "Невидимки" Фрол Веселый среди моих работ выбрал пять (в том числе - две копии с репродукций Мартироса Сарьяна и Хаджи-Мурата Алиханова). И попросил за оставшиеся до открытия месяцы сделать еще несколько картин. К сожалению, просьба поступила в тот период, когда я была в глухой "завязке" от творчества – ни идей, ни желания браться за краски. Поэтому я лишь ближе к событию еле-еле "родила" один натюрморт.

Это, видимо, создало впечатление, что мне очень сложно рисовать в силу физического состояния и поэтому одну картину я пишу по несколько месяцев. О чем впоследствии я прочитала в одной из статей, анонсирующих выставку. Меня позабавила такая новость о себе. И вспомнился эпизод из "12 стульев", где товарищ Бендер обратился в редакцию с воззванием: "Здесь написана про меня форменная клевета – стану я бояться лошади!". На самом деле одну работу я делаю за несколько дней – на большее у меня просто терпения не хватает. Ну, ладно: невидимка – так невидимка.

Выставка состояла из трех частей. Самой интересной для меня была главная часть, называющаяся "Деревенеющие". В рамках данного проекта были представлены работы, созданные при участии тех, кто живет в израильских домах престарелых, и кому от 80 до 100 лет, кто проходил лагеря смерти. Биографии их пронзительны. Трогательно было читать отрывки из разговоров этих людей.

Также в зале находились работы куратора этой части выставки - художника-графика Александра Галицкого, который и занимается с обитателями домов престарелых резьбой по дереву. Кстати, сам Александр присутствовал на открытии благодаря скайпу - по видеосвязи, сказав приветственные слова и поделившись впечатлениями от общения со своими подопечными.

Вторая часть выставки так и называлась - "Невидимки" и собрала работы участников из Самары и Самарской области – детей и взрослых. Живопись, графика, вышивка, прикладное творчество…

Третья часть - "Призма". Здесь демонстрировались работы, собранные куратором - самарской художницей Витой Пироцкой во время службы волонтером в дневном социальном центре для людей с умственными нарушениями в городе Паневежис (Литва).

По словам самой Виты - этот опыт открыл для нее дверь в страну людей, навсегда оставшимися детьми. Но, несмотря ни на что, у них есть желание творить - искренне и самобытно, независимо от мнения других.

У организаторов выставки сложилось мнение, что люди с какими-то ограничениями - физическими, возрастными - "выражают себя в творчестве больше, чем их здоровые собратья". Поскольку я сама из тех, кого назвали невидимками, то мне давно знакомо, что люди с инвалидностью, как все могут заниматься и различными видами творчества. И, если честно, мой многолетний опыт общения показал, что среди людей с инвалидностью отнюдь не больше творческих личностей, чем среди людей без инвалидности – мы и в этом мало отличаемся.

Но, повторюсь, меня порадовало, что подобное мероприятие проводили не государственные организации, призванные это делать по долгу службы, а современный творческий центр. При этом и сами кураторы, и те, кто приходил на выставку, что-то для себя открыли.

Цель организаторов проекта "Невидимки" - "разглядеть в закрытой части социума скрытые арт-ресурсы". Они их разглядели – с чем я их и поздравляю. И может "Арт-центр" в своей работе пойдет дальше? И следующим шагом будет уже не социальная выставка, где главный критерий участников - "закадровость" из-за ограничений, а именно - художественная, где вместе выставляются и художники с инвалидностью, и художники без инвалидности? Без акцентов, кто есть кто в социальном и физическом плане – просто художники, просто интересные работы, просто впечатления от них…

Пока же таким образом я общаюсь с различными художниками в интернете.

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.