鶹ҳ

« Назад | Блог | Вперед »

"Вы только живите!"

Артем Кречетников, bbcrussian.com Артем Кречетников, bbcrussian.com | 12:42, среда, 5 сентября 2012-05, 12:42

Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о повышении предельного возраста высокопоставленных чиновников с нынешних 65 до 70 лет "в целях сохранения на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава".

Примут, можно не сомневаться. За последние 12 лет парламент ни разу и ни по одному вопросу не сказал президенту "нет". Прошлой зимой вроде появилась надежда, что Дума станет местом для дискуссий, но все стремительно возвращается на круги своя. Кто много выступает, у того, как у Кирпича из фильма "Место встречи изменить нельзя", сразу находят кошелек в кармане.

Случаи геронтократии бывали и в демократических странах. Кто-то из экспертов обратил внимание на странное и не поддающееся логике явление: когда народ был в среднем намного моложе, чем теперь, у власти находились патриархи, а сейчас среди граждан стало больше пенсионеров, зато президенты и премьеры катают детские коляски и занимаются велосипедным спортом.

Но Черчилль, Аденауэр, де Голль, Рейган - все-таки редкие штучные феномены, а не массовое явление.

Кстати, для президента, депутатов и вообще выборных лиц и в России нет, и не было возрастных ограничений. В принципе, это правильно: для них единственный закон - воля избирателей.

Так что в данном случае Путин печется не о себе - по крайней мере, напрямую.

А зачем оно ему понадобилось?

О том, что "Путин - это Брежнев сегодня", говорилось много раз.

Леонид Ильич тоже любил толковать о "бережном отношении к испытанным кадрам" с их "бесценным опытом". После того, как он завершил процесс расстановки на ключевые посты угодных и удобных людей, не только члены политбюро и секретари ЦК, но и министры вообще перестали уходить на пенсию.

Секретным постановлением представителям высшего руководства, перешагнувшим 65-летний рубеж, дали третий выходной день в неделю.

Один из охранников вспоминал, как Брежнев жаловался Черненко на то, что ночью плохо спал, а тот машинально бормотал: "Все хорошо, все хорошо…". Генсек рассердился: "Что хорошо? Я уснуть не могу, а ты говоришь "хорошо"! Только тогда старый друг вышел из прострации: "А, это нехорошо".

Можно сказать, что Путину и его окружению до такого состояния далеко. Так и Брежнев с Черненко не всегда были старыми.

Тот же принцип распространялся на социалистические страны. Болгарский лидер Тодор Живков однажды сообщил Брежневу о намерении отправить на пенсию двух членов своего политбюро, впавших в полный маразм. "Я бы на вашем месте этого не делал, - сказал Брежнев. - Чем они вам мешают? Молодые члены политбюро будут создавать беспокойную обстановку".

Ну да: главное не беспокоиться, а после нас хоть потоп.

"Даже совсем старые руководители, очень больные, не уходили на пенсию, - писал бывший министр здравоохранения СССР Борис Петровский. - Им было не до перемен. Дожить бы до конца при власти и собственном благополучии".

Для страны кадровый застой - это однозначно плохо. А для укрепления личной власти очень даже хорошо. Получив от лидера гарантии несменяемости независимо от результатов работы в обмен на личную лояльность, чиновники в дальнейшем хотят одного: чтобы жил и правил этот человек вечно!

Даже когда сам Брежнев сомневался в своей адекватности и работоспособности, хор льстецов принимался уверять, что он еще огурчик и без него страна пропадет.

"Вы только живите и ни о чем не беспокойтесь. Соратники у вас крепкие, мы не подведем", - заявил Юрий Андропов, когда в очередной раз заболевший генсек заговорил об отдыхе.

Лучше всех осведомленный о физическом состоянии Брежнева главный кремлевский врач Евгений Чазов в 1972 году решил поделиться своей озабоченностью с Андроповым, напросился на доверительный разговор, но сразу понял, что обратился не по адресу.

В 1979 году Брежнев во время заседания политбюро потерял сознание.

"Знаешь, Михаил, - сказал Андропов только что переведенному в Москву и не привыкшему к подобным сценам Горбачеву, - надо делать все, чтобы и в этом положении поддержать Леонида Ильича. Это вопрос стабильности в партии, государстве, да и вопрос международной стабильности".

Андропов лукавил. Не о стабильности в стране и мире пеклись он и его коллеги, а о стабильности собственных кресел.

В результате никто и не подумал свергнуть Брежнева, даже когда дела в стране шли из рук вон плохо, а сам он полностью утратил контроль над ситуацией и ничем не руководил.

Похоже, что Владимир Путин этот урок усвоил.

Похоже, также, что он глядит далеко, почву готовит заранее, и даже в 2018 году никуда уходить не собирается.

О развитии и прогрессе при таком раскладе, конечно, придется забыть. Не только государственные лидеры, но и начальники более низкого ранга все сколько-нибудь важное и полезное делают в основном в первые пять лет работы. Человек приходит с новыми идеями и не удовлетворенными амбициями, реализует свой потенциал, а дальше начинаются "бронзовение" и застой.

Взять хоть самого Путина. На первых порах у него были какие-то планы и начинания, как бы к ним ни относиться: то удвоение ВВП, то реформа электроэнергетики, то реформа армии, то национальные проекты.

Теперь никаких инициатив не выдвигается даже в пропагандистских целях. Кроме борьбы с оппозицией, других задач у власти не осталось.

Владимир Владимирович уже всего достиг, все получил, и ни к чему не стремится, а просто живет и наслаждается. И нам желает того же.

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.