鶹ҳ

Архив 2010-04

Все по науке

Михаил Белый Михаил Белый | 11:14, понедельник, 26 апреля

Комментарии (5)

Недавно губернатор Ульяновской области Сергей Морозов всех сильно удивил. Он потребовал, чтобы  его заместители и министры местного правительства до 2013 года стали кандидатами наук. Такое заявление чиновник сделал после того, как сам защитил диссертационную работу по экономике. В Ульяновске, правда, недоумевают, когда глава региона успел подготовить научный труд - все время совещания, переговоры и командировки. Но не в этом дело. Вопрос в другом.

Ульяновские чиновники, как и следовало ожидать, тотчас же взяли под козырек и принялись размышлять, с какой стороны им лучше всего начать приобщаться к науке. Знакомый из местного университета рассказал, что вскоре после того, как губернатор выдвинул свое требование, госслужащие побежали по вузам - узнавать, что необходимо для защиты диссертации.

На самом деле ульяновский случай является весьма показательным. Лично для меня очевидно, что львиная доля чиновников, от которых потребовали защиты диссертационных работ, в науку углубляться не будут. И это хорошо.  Поскольку совершенно очевидно, что ждать каких-то особых достижений и невиданных открытий не стоит.

На мой взгляд, заниматься наукой или же нет - личный выбор каждого. Поэтому  заставлять человека писать диссертацию иначе как глупостью не назовешь. К тому же, никто еще не сказал, что грамотный управленец во что бы то ни стало должен иметь ученую степень. Во всяком случае, такой взаимосвязи еще, кажется, никто не обнаружил.

А местная общественность уже не на шутку разволновалась. Наверное, небезосновательно. При таком раскладе чиновникам не остается ничего другого, как задуматься о покупке диссертации. К сожалению, сегодня звание ученого во многом обесценилось. Если вы побродите по интернет-сайтам, то обнаружите конкретный прейскурант - сколько стоит кандидатская, сколько докторская. При желании, думаю, можно стать и академиком. Вопрос в цене.

На самом деле такая девальвация наступала постепенно. В первую очередь она затронула сферу высшего образования.  Вспомните - еще не так давно получение высшего образования для многих было тяжелой, а подчас невыполнимой задачей. За несколько лет все кардинально изменилось - сначала дипломы начали нелегально продавать в подземных переходах. А потом многие вузы до такой степени опустили планку требований, что  получение диплома о высшем образовании стало напоминать процесс обучения в автошколе - прочитай одну книжку и получи заветные корочки.
Мой дядя, всю жизнь работающий в высшей школе, говорит, что качественный уровень сегодняшних студентов просто ужасает. Иногда чувствую себя не преподавателем университета, а надзирателем в исправительной колонии,  замечает он.

Неординарная инициатива ульяновского губернатора - лакмусовая бумажка, которая способна показать, что даже чиновники, не имеющие ровным счетом никакого отношения к науке, могут стать кандидатами наук. Впрочем, и сам глава региона, бывший милиционер,  сделал головокружительную научную карьеру - закончил заочно Всесоюзный юридический институт (который в народе называют школой милиции), а потом защитил работу по экономике.  

Думаю, что многие со мной согласятся - ученая степень рискует превратиться в своеобразный атрибут. Такой, например, как дорогой автомобиль или хорошие наручные часы, с которыми не стыдно выйти в свет. Правда, кто будет продвигать российскую науку - большой вопрос.

Особая каста

Михаил Белый Михаил Белый | 11:07, вторник, 20 апреля

Комментарии (10)

Очень трудно не согласиться с Уинстоном Черчиллем, сказавшим когда-то, что школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. На днях я задумался об этом феномене. И окончательно пришел к выводу, что учителя действительно являются особой кастой. Согласитесь, что практически ни одна другая профессия не дает привилегии так легко управлять людьми. Где скромная 22-летняя выпускница педагогического вуза может чувствовать себя крайне значимой фигурой? Ответ очевиден: либо в школьном классе, либо в университетской аудитории.

Инженеру, чтобы получить хотя бы символическую власть над людьми, надо проделать определенный карьерный путь - стать, например, начальником отдела на предприятии, где он работает. После этого существует вероятность, что он получит двух-трех человек в подчинение. Педагог, по сути, обладает безграничной властью - он может накричать на ученика, унизить его, высмеять, поскольку знает, что учащийся находится в полной зависимости от него. Эта зависимость обеспечивается зачетами, экзаменами, оценками. Лично знаю много случаев, когда студенты оказывались заложниками своих преподавателей.

Помнится, моему знакомому, вполне интеллигентному и образованному молодому человеку, пришлось  переводиться в университете на другую специальность по той причине, что одна из его преподавателей категорически не хотела ставить ему зачет. Он пять раз ходил на пересдачи, целые ночи проводил за учебниками, но результат был одинаковым: "Вы плохо знаете предмет, готовьтесь еще". Знакомый рассказывал, что после двух недель мытарств он окончательно убедился - дело не в знаниях, а в личном неприязненном отношении к нему преподавателя.

На самом деле это очень опасная штука, поскольку учащиеся зачастую не знают, что делать в таком случае и куда бежать. Жаловаться в деканат, если речь идет о вузе, многие боятся, опасаясь, что из-за этого вообще не смогут закончить учебу и получить диплом.

Я прекрасно понимаю, что было бы в корне неверным заявлять о том,  что педагоги, гоняющие учеников на пересдачи и заставляющие их хотя бы иногда заглядывать в учебник, - изверги, каких свет не видел. Понятно, что принимать психологию "двоечника" - совершенно неправильно. Вопрос в другом. Если вы работаете на предприятии с начальником-тираном, вы обладаете куда большей свободой - можно написать жалобу вышестоящему руководству или просто уволиться. Если вы студент, то автоматически оказываетесь во многом бесправным - обязаны терпеть всю блажь преподавателя.

На самом деле я неоднократно задумывался над тем, почему многие люди идут на преподавательскую работу, зная, что она порой приносит чуть больше установленного законом прожиточного минимума. Поначалу мне казалось это парадоксом - дескать, легче идти работать менеджером в обувной магазин или мебельный салон. Но потом я сумел объяснить для себя этот феномен. По сути, ни одна другая профессия не дает такой легкой и практически безграничной власти над людьми.

Беда в том, что в эту педагогическую касту зачастую попадают люди с множеством тех или иных психологических проблем и комплексов. В итоге эти комплексы и жизненные  неудачи проецируются на оказывающуюся в зависимости аудиторию.

И последнее. Когда говорят о том, что все милиционеры без исключения должны проходить психологическое тестирование, мне тотчас же хочется добавить - и учителя тоже. Потому что, если от общения с блюстителем порядка, еще можно уберечься, то учитель - это практически неизбежность.

Жить, чтобы есть

Михаил Белый Михаил Белый | 11:47, вторник, 13 апреля

Комментарии (17)

Эра доступных кредитов, которая рухнула ровно в тот момент, когда Россия почувствовала на себе экономический кризис, успела сделать свое черное дело. За несколько лет народ массово, с головой, ушел в сферу потребления. Пожалуй, для подавляющего большинства людей автосалоны и бутики превратились в потребительскую мекку. Многие представители "самой образованной и читающей нации" забыли, как выглядят книги. Поскольку ничего, кроме телефонного справочника, в последнее время в руки не брали. Люди жадно хватали банковские кредиты, после чего массово скупали микроволновые печи, мобильные телефоны, телевизоры и автомобили.

Я сейчас почти уверен - кризис должен был неизбежно грянуть. Не по объективным финансовым причинам, а потому, чтобы просто "встряхнуть" людей, показать им - есть в этой жизни нечто больше, нежели ценники на прилавках. "Встряска" оказалась жестокой - вы все можете видеть на улицах российских городов кучу иномарок с таксистскими "шашечками" на крыше. Обладатель одного такого авто мне объяснил - люди, накупившие автомобили в кредит, теперь, когда экономическая ситуация изменилась, вынуждены отрабатывать долги.

Я не спорю, что открывшиеся для многих россиян широкие потребительские возможности - это очевидное благо. Вопрос в другом - это благо, по сути, стало едва ли не для подавляющего большинства смыслом жизни. Если раньше люди, живущие в провинции, ездили в российскую столицу для того, чтобы  попасть в Третьяковку и зайти в Пушкинский музей, то теперь ценности принципиально изменились. Народ устремляется в торговые центры, где судорожно ищет вывеску "sale" и "макдоналдсы", чтобы съесть там очередную политую кетчупом котлету.      

В марте в Москве было приятно наблюдать - у музея, куда привезли работы Пабло Пикассо, вытянулась очередь. Не совру, если скажу, что на шедевры мастера собрались взглянуть тысячи людей. Но это Москва, которая все же продолжает концентрировать в себе интеллект и культуру. Но я уверен - в провинции народ не повалит на Пикассо.

Меня поражает, как стремительно в стране изменилась система ценностей. Жизнь людей стала выстраиваться по четкой формуле: надо зарабатывать "бабки", чтобы потратить их на тряпки. На моего хорошего друга, который работает в конструкторском бюро, ездит на старых "Жигулях" и по выходным ходит на концерты симфонического оркестра, уже начали коситься: не бегает по распродажам, не покупает "Пежо" в кредит. Потому что он - уже исключение...

Я преподаю у студентов - будущих журналистов. На одной из лекций я их прямо спросил - что читаете, какими средствами массовой информации пользуетесь? Господа, на меня посмотрели так, будто я спросил что-то  неприличное. "Ну, за завтраком Первый канал смотрим", - прошуршало в аудитории...

Мой отец, всю жизнь работающий в высшей школе, заметил, что в последнее время его женщины-коллеги обсуждают только технические характеристики своих автомобилей - какой бензин "кушает" машина, за сколько секунд разгоняется до 100 километров...

Но очевидно, что у этого потребительского бума есть разумное объяснение. Народ, который так покорно позволяет собой управлять, народ который ходит на выборы, отдавая свой голос за тех, кто потом будет прессовать свой электорат повышенными штрафами, налогами и тарифами, должен иметь хотя бы какие-то бонусы. Этот бонус - возможность потребления.

И последнее. Грянувший кризис во многом умерил потребительские аппетиты людей. Но не вернул того, чем мы все раньше так гордились - возможности жить не только ради распродаж и разноцветных ценников.

Кулич не по графику

Михаил Белый Михаил Белый | 09:47, вторник, 6 апреля

Комментарии (10)

Друзья осудили меня в тот момент, когда я начал пить чай с пасхальным куличом раньше положенного срока. Мне-то вообще показалось, что в их глазах мелькнула зависть - не столько из-за того, что хотелось кулича, сколько потому, что я так буднично, во время чаепития, сломал казавшиеся им незыблемыми устои.  Одна моя знакомая твердо убеждена, что есть кулич и крашеные яйца до наступления Пасхи - величайший грех. Поэтому она не сомневалась, что я - в числе первых претендентов быть поджаренным на адской сковороде.

На самом деле я не считаю себя воинствующим атеистом. Просто  очень далек от мысли, что отношение к человеку должно определяться куличами. Мне более импонируют простые истины - совершать меньше подлых, циничных, некрасивых поступков. Хотя прекрасно отдаю себе отчет, что покупать в супермаркете куличи и есть их в установленные некими канонами сроки - гораздо проще, нежели делать добрые дела.

По моим наблюдениям, народ в последнее время вообще захлебнулся церковно-религиозной символикой - люди постятся ради того, чтобы похудеть, красят яйца, смутно представляя, для чего они это делают, вешают на шеи увенчанные золотыми крестами цепи такой толщины, что на них впору держать дворовых псов, превращают панели в своих автомобилях в иконостас...

Я убежден, что сторонники всей этой яркой мишуры на самом деле - не истинные верующие. Мне представляется, это преимущественно люди, которые считают необходимым отдать дань этой моде. Я лично знаю людей, которые посещают в церковь, словно очередной бутик. Мой прадед был верующим в полном смысле этого слова человеком. В церковь он принципиально  ходил пешком - дескать, к Богу надо являться на своих двоих, а не на "лексусе" или "тойоте", как это широко распространено сегодня...

Я не хожу в церковь и к пасхальному куличу отношусь как к лакомству, с которым можно попить чай. И не делаю из этого культа по вполне определенным причинам: во-первых, мне не нужна вся эта религиозная атрибутика, во-вторых, мне не требуется проводник для общения с Богом.
Меня вообще зачастую поражает наш "верующий народ", который сначала усиленно постится (сейчас принято говорить "сидеть на посту" по аналогии с "сидеть на диете"), а потом уходит в такой отрыв, что для многих становится не очень принципиальным, куда ходить - в православную церковь или синагогу.

Очень смущает и другое: уверен, что большинство тех, кто красит яйца и печет куличи, не знают, по какому, собственно, поводу они это делают. Речь о том, что Пасха в России превращается в еще один День святого Валентина. Аналогия очевидна: народ сметает с прилавков необходимую атрибутику (14 февраля - это сердечки кровавого цвета, на Пасху - куличи), не стараясь вникнуть в историю праздника.

В такие моменты мне очень любопытно смотреть на своих критиков, которые разве что не хватаются за сердце, видя, как я ем кулич "раньше срока". В такие моменты чувствую себя крайне порядочным человеком: во всяком случае, я остаюсь честным перед собой. 

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.