鶹ҳ

Архив 2010-09

Пенсионеры и традиции Кавказа

Мурад Магомадов | 09:50, пятница, 24 сентября

Комментарии (4)

Один из районов Грозного. Ряды белых муниципальных двухэтажек. Вокруг них разбиты садики, клумбы-цветники, зеленеют молодые деревца. Тихие пустынные дворики, где спокойнее всего жить детям и пенсионерам.

Внезапно за углом одного из домов обнаруживается очередь. Несколько людей выстроились в цепочку к полураскрытому окну на первом этаже. Очередь движется быстро – за10-15 минут она обновляется почти полностью. Но на смену уходящим приходят новые и новые люди.

Поочередно они достигают вожделенного окна, протягивают в него документы, затем видно, как берут в руки ручку, расписываются в каком-то гроссбухе и получают взамен деньги. Что это за люди, какие деньги они получают?

Оказывается, это пенсия по возрасту. Середина месяца – время выдачи пенсионных пособий.

Но как же так? Половина людей в очереди мало похожи на стариков, разве что все они подделали документы и вышли на пенсию лет в тридцать.

Нет, конечно, сами эти люди отнюдь не пенсионеры – они просто пришли за пособием для своих престарелых родителей. Зачем напрягать стариков, если есть кому решить их проблему?

Тем более что и делов-то – дойти до окошка выдачи в установленное время и выстоять в очереди четверть часа. Это раньше поход за пенсией был делом мучительным. Несколько лет назад у зданий почтовых отделений ожидание у таких окошек затягивались на часы – десятки человек душились в очередях, записывались пофамильно на листочках в клеточку, нумеруя свою очередность.

Позже ситуация изменилась. У почтового ведомства забрали функцию выдачи пенсий, передав ее пенсионному фонду, почтальоны заходили по домам, разнося большинству подопечных деньги сразу по месту жительства. У окошек остались только те, на кого не хватило почтальонов, или у кого адрес фактического проживания не совпадает с местом, по которому он прописан (это случается, если разрушены дом или квартира).

Но и раньше, и сейчас очереди за пенсией не были проблемой для стариков в Чечне. Главное, что деньги выдают и делают это вовремя, говорили в таких случаях пенсионеры.

Ведь в ичкерийские времена походы за пенсией были гораздо более трудоемким процессом. Деньги, присылаемые Москвой, выдавали с задержками и редко. Так что получение пенсий было хотя и праздником, но мучительным.

Старики предпочитали переводить свои пенсии в соседние регионы России – понятно только те из них, у кого была такая возможность – к примеру, знакомые в тех краях. Те регулярно забирали деньги, а потом с какой-то оказией передавали старикам в Чечню – иногда раз в полгода. Так что случалось и так, что старики становились кормильцами семьи.

И сейчас, наверное, случается так, что дети-нахлебники сидят на шее у стариков-родителей – благо регулярность денежных выплат добавляет стабильности этому процессу. Но в Чечне это все скорее исключение, чем правило. В большинстве случаев дети заботятся о своих мамах-папах.

Вообще пенсия не самоважна для стариков в Чечне. В республике, где почти нет домов престарелых, молодежь обязана заботиться о старших родственниках. "Обязана" не кем-то и даже не общественным мнением (типа "что соседи скажут"), а самим статусом принадлежности к "чеченца" - ведь это заложено в традициях.

Старики редко живут отдельно, а не в семье. Даже если нет детей, опеку берут на себя племянники или иные родственники. Может быть, не всегда от чистого сердца, может, порой скрипя зубами, но никогда не с попреками. И никогда не откажут. Потому что так делали еще наши предки.

Средний уровень пенсий в Чечне такой же, как и в целом по России – 3-4 тысячи рублей. Единственное различие – доплата к пенсии тем, кто был репрессирован или родился в депортации. Тем, кто в свое время вошел в эту программу, ежемесячно доплачивают небольшие суммы.

Учитывая, что уровень цен в республике также не отличается от среднероссийских – если брать за образец аналогичные Грозному региональные столицы, на такие суммы не сильно зашикуешь.

Тем не менее, на улицах Грозного не встретишь стариков, просящих милостыню или собирающих пустые бутылки. Чаще всего это происходит не потому, что им хватает выделяемых государством денег, а потому, что их обеспечивают молодые родственники.

Помню, как в детстве у соседей жила старушка. Вернее, в одном дворе их было двое. И мои ровесники, живущие там, обоих называли бабушками. Я был удивлен – как же так, они обе ваши бабушки? Да, отвечали мне. Позже, когда я подрос, стало ясно, что одна была их прямая бабушка, мать отца, а вторая – ее сестра. Она так никогда и не вышла замуж, жила с родителями, а после их смерти ее на попечение взял младший из племянников – наш сосед.

А вот современная история. 70-летняя Хасипат живет одна - в квартире, в Грозном. Сын ее погиб в войну, дочь замужем, живет в Петербурге. Старушка иногда ездит туда полечиться и повидать зятя-внуков. В остальное время она скучает в своей отдельной квартире, изредка выходя на лавочку перед подъездом поболтать с соседями и пожаловаться на муниципальные власти за недоработки в коммунальной сфере. По внешнему виду Хасипат никогда не поймешь, насколько ей тяжело одной. Она всегда держится бодро. Хотя понимаешь, что так выглядеть для нее в общем-то нелегко. Но случай Хасипат скорее исключение.

Случается, что старики не живут в одном доме, но кочуют между сыновьями. Это вроде и практично – никто не устает, и все им рады.

Но чаще старики живут с одним из сыновей - младшим. Старшие обычно уходят из семьи на собственные хлеба, а младшему остается родительский дом и забота о стариках. Зато он знает, что когда и к нему придет старость, за ним тоже будет кому ухаживать.

Некоторые говорят, что традиции это плохо, поскольку они ограничивают прогресс. Но бывают ситуации, когда понимаешь – иногда традиции важнее прогресса.

Совместно с интернет-СМИ

Кадыров между президентством и имамством

Лечи Хамзатов | 09:58, пятница, 3 сентября

Комментарии (8)

Главной новостью последнего времени стал неожиданный отказ Рамзана Кадырова от должности президента Чечни, вернее ее названия. Этот "почин" Кадырова тут же подхватили все его коллеги по должности на Кавказе, хотя в далеких Татарстане и Башкирии тамошние лидеры эту инициативу не одобрили.

Рамзан Ахматович, спустя три года своего президентства, вдруг осознал, что негоже ему, простому назначенцу Кремля на должность главного в Чечне, носить такой же титул, что и у руководителя страны. Вот и повелел чеченскому парламенту Рамзан Ахматович перед своим уходом в первый за долгие годы труда на нелегком посту отпуск, срочно придумать для него новый титул. Главное, сказал, чтобы президентом его больше не называли, а все остальное -- сойдет.

"Я исхожу из того, что в едином государстве должен быть только один президент, а в субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами и так далее, - заявил Кадыров журналистам в Грозном. - Я готов принять любой термин, обозначающий должность главы субъекта, кроме названия "президент".

Естественно, вокруг нового названия старого руководителя, тут же разгорелись нешуточные страсти. Многоопытный спикер парламента республики Дукваха Абдурахманов, который, кстати, в свое время первым объявил отца нынешнего президента Чечни Ахмата Кадырова "первым президентом Чечни" (словно не было в Чечне ни Джохара Дудаева, ни Аслана Масхадова, ни других избранных и назначенных президентами лиц), а мать Рамзана Кадырова назвал ни много ни мало, а Мехк-Нана ("матерью страны"), тут же предложил свое название должности, которую сегодня занимает Кадыров-младший-Мехк-да, что по-чеченски означает "отец страны".

Но, именовать сына "отцом страны", в то время как его мать является "матерью" этой самой "страны", как-то нелепо, и эту идею тут же тихо пустили побоку. Абдурахманов (вот голова человек!), тут же нашел выход из положения. "После недолгого обсуждения чеченские парламентарии пришли к выводу, что оптимальным названием будет короткое - глава (республики)", - заявил он.

Выбирать не приходится, хотя, были варианты. К примеру пресс-секретарь президента Альви Каримов, сразу же после громкого заявления Рамзана Кадырова не исключил, что его теперь могут назвать "имамом" Чечни. Он высказал мнение, что, этот термин вполне соответствует светскому характеру российского государства и не содержит никаких намеков на теократию.

Каримов напомнил, что термин "имам" не несет религиозной окраски и означает просто "руководитель". "Да, в мечети так называется тот, кто впереди молящихся. Но и светской жизни так тоже называется просто руководитель", - пояснил пресс-секретарь Кадырова газете "Взгляд".

Видеть Рамзана Кадырова "имамом Чечни" желал бы и председатель Духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев, который недавно, с подачи последнего, был избран пожизненным муфтием республики. "По шариату Рамзан Кадыров имеет право на статус имама. "Имам" по-арабски - первый, тот, кто впереди. Рамзан Кадыров - имам среди своего народа. Если такое название должности первого лица республики не противоречит Конституции Российской Федерации и Чеченской Республики, я за этот вариант названия должности руководителя субъекта", - заявил Мирзаев.

Если же это название не подойдет, то муфтий предложил назвать Кадырова по абдурахмановски - "Мехк-да". "Это чеченское понятие означает "отец народа", "глава края", - сказал Мирзаев. То есть, так называют человека, отвечающего за республику. Мне кажется, оба эти названия - и "имам", и "Мехк-да" - хороши. И по смыслу схожи. Хотя, если честно, мне из этих двух названий больше нравится "имам".

Но, говоря о том, что Кадыров мог бы именоваться "имамом", муфтий Чечни, надо признать, лукавит. Обладать титулом имама, к тому же в теократическом государстве, может только человек, имеющий глубокие познания в религии и способный принимать самостоятельные решения по религиозным вопросам. Такими познаниями обладали известные предводители горцев Шейх Мансур и имам Шамиль. При этом следует учитывать, что созданное Шамилем государство называлось Имамат. Даже северокавказские боевики, которые воюют сегодня под лозунгами "борьбы за веру" и говорят о необходимости создания исламского государства на территории Кавказа, провозгласили три года назад не теократическое государство Имамат во главе с имамом, а Имарат Кавказ, руководитель которого Докка Умаров именуется просто "амиром".

Так что быть "имамом" Чечни Кадырову не грозит по определению. Для этого недостаточно иметь поверхностных знаний об Исламе или звания российского академика, а нужны серьезные познания в религии, чего у Кадырова-младшего, в отличие от его отца, который в свое время был муфтием независимой Ичкерии, нет. К тому же, вряд ли кого в Кремле могла порадовать новость о появлении в Чечне "имама" вместо президента. Вольно или невольно, а нехорошие исторические ассоциации в голову кремлевским чиновникам могли бы прийти. А если еще "имам" Кадыров решит создать свой собственный "имамат", как тогда с этим быть?

В Чечне между тем поговаривают что сам Рамзан Кадыров очень хотел, чтобы его именовали "имамом", но в Москве эту инициативу восприняли в штыки и велели найти что-то менее религиозное и более понятное для остальных россиян. Понятно, что "имамом" или "Мехк-да", Кадырова могут называть только Абдурахманов и товарищи, а в обиходе его должность будет звучать только как глава республики. Главный, значит, смотрящий за порядком, получением и распределением средств из федерального бюджета.

Кстати, а почему бы у нас президентов республик действительно не называть "смотрящими". Мне кажется, было бы справедливо. А вот мой друг, большой юморист, вообще считает, что в Чечне вместо должности президента, надо ввести термин "Рамзан". А что, звучит солидно - "Рамзан Чечни". Достаточно посмотреть один день местные телеканалы, чтобы осознать, что Кадыров - это наше все. Он и воин, он и политик, он и хозяйственник, а еще он - лучший друг молодежи и детей, и строитель, и созидатель и много еще кто. В общем, един в немалых лицах.

Или на худой конец можно назвать Кадырова - Рамзан Чечен-баши. Хотя определение "баши" тут не подходит, это слово тюркского происхождения. После долгих споров и раздумий пришли мы с другом к мнению, что надо нашего президента именовать Рамзаном Нохчи-да ("отец чеченцев") и точка. Никаких нам "имамов", "президентов", "начальников республики" и прочих определений не надо. Жаль только, что мы в парламенте не состоим и инициативу эту предложить на рассмотрение депутатов не можем.

Совместно с интернет-СМИ

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.