鶹ҳ

Архив 2010-12

Этого требует сценарий

Арслан Хасавов Арслан Хасавов | 10:19, среда, 29 декабря

Комментарии (18)

Честно признаться, я не знаю, что написать о погроме на Манежной. Мне кажется, что я окончательно запутался в этом деле. Наверное, в этом и была цель организаторов - перекрутить веревочки кукол-марионеток так, чтобы потом не разобрать, кто сделал первое движение, а кто следующее, а главное из-за чего весь сыр-бор. Потом уже будет неважно - клубок крепко стянут, нитки трещат, надо выбираться.

Могло ли убийство, пусть даже и кавказцами, Егора Свиридова, случившееся 6 декабря спровоцировать такую массовую реакцию?! Не думаю.

Я намеренно не хочу сейчас анализировать личность убитого, его возможную важность для фанатского движения "Спартака" - это было бы неэтично, но я хочу сконцентрировать внимание на том, что эта трагедия едва ли могла стать причиной массовых беспорядков.

Я напомню, что до сборища на Манежной 11 декабря, видеокадры которого облетели телеэкраны всего мира, было еще 7 декабря - день, когда толпа перекрыла движение по Ленинградскому проспекту, а на следующий день на время прервала матч "Спартака" со словацким клубом "Жилина".

Супруга погибшего, Яна Свиридова, комментируя события 7 декабря, сказала в интервью "Комсомольской правде": "К сожалению, я сама вчера слышала лозунги, что "Россия - для русских!", "Москва - для москвичей". Видимо, какой-то общественной организации было выгодно эту ситуацию повернуть в свою сторону".

ОМОН, к слову, так и не решился (или не получил приказа) пресечь это действо. В социальных сетях, блогах, даже в печатных СМИ аж за несколько дней публиковались сообщения о предстоящей 11 декабря несанкционированной акции.

Но почему-то акцию эту никто вовремя не пресек, не предугадал массовость предстоящего мероприятия или специально допустил провокацию.

И вот она площадь - тысячи молодых людей, выкрикивающих националистические лозунги. Психология толпы в действии: люди вокруг и ты внутри, шестеренка огромного мускулистого механизма, и вдруг обычно замкнутая в себе тощая фигура выпрямляется во весь рост, ведь в таких условиях так легко почувствовать себя героем, способным даже прикоснутся к небесам. Это наш город. Это наш город. Русские, вперед.

Глава ГУВД Москвы при полном параде общается с толпой и ее представителем - человеком в черной маске. Я несколько раз бывал на митингах "Стратегии-31" и не понаслышке знаю, что Колокольцев, мягко сказать, не всегда такой общительный, или точнее - не со всеми.

Затем последовали подлые избиения кавказцев и азиатов, на самой Манежной площади, уровнем ниже, в вестибюле и у эскалатора, ведущего на станцию метро Охотный ряд. Кадры этих событий всколыхнули чувства национальных меньшинств - как же так, наших избивают ни за что ни про что.

На следующий день я зашел в один из московских супермаркетов. Навстречу двое - молодые ребята, мои ровесники, может чуть старше.

"Опа! – говорит один из них, глядя на меня в упор, словно на только что найденный клад, и локтем подталкивая товарища, - Ты дагестанец?!"

У меня нет ни времени, ни желания объяснять им, что такой нации, как "дагестанец" не существует, что я кумык, большинство которых живет в Дагестане, но сам родом из Чечни, из кумыкского села Брагуны, и я с вызовом отвечаю: "Нет, чеченец!"

Вопрошавший изменился в лице.

"О, братан!" - крикнул он, сцепив руки над головой, и пошел прочь...

И вот в интернете уже гуляет агитка, призывающая теперь уже нас, кавказцев, собраться 15-го числа на площади Киевского вокзала. И тут же по всем информационным каналам новая "страшилка" - караваны пассажирских автобусов едут из Чечни в Москву, в них агрессивно настроенные вооруженные люди. 15-го будет опасно, не выходите, торговый центр "Европейский" закрыт раньше положенного.

Официальные лица национальных республик и представители диаспор призывали не приходить к торговому центру "Европейский", уберегали от того, чтобы наши ребята становились марионетками в чужой игре. И многие, надо сказать, этот призыв услышали.

Где же эти караваны, которыми пугали москвичей государственные СМИ?! И где же эти толпы разъяренных нацистов?!

И опять непонятно - фанатов или нацистов?! Кто та сторона? С кем мы, кавказцы, должны бороться?! От кого защищаться?! На кого в случае чего нападать первыми?!

Футбольные фанаты всегда были равнодушны к кавказцам. Я, во всяком случае, со своей восточной внешностью, всегда совершенно спокойно мог пойти на матчи российской Премьер-лиги на стадион, не испытывая никакого дискомфорта.

И вот час икс настал. Час решительной битвы, где в достойной схватке должны схлестнутся две силы, молодые и задорные, караваны из Чечни и фанаты "Спартака"...

Вместо этого - зигующие школьники и школьницы, получившие смс-рассылку с призывом прийти на митинг. А потом в блогах напишут, что среди самых активных участников националистической части митинга они увидели члена прокремлевского движения "Наши", которое, вроде бы, кроме того, что молодежное и демократическое, так еще и антифашистское (само движение "Наши" эту информацию опровергнет).

Запутались?! А я о чем.

Потом было интервью Суркова газете "Известия", где он заявил, что "те, кто пополняет ряды этнических преступных группировок и по нашим мальчишкам стреляет, - будут искореняться".

Но полистаем страницами памяти, зашелестим назад, совсем немного отмотаем, на октябрьский день, когда Владислав Юрьевич, встречаясь с представителями молодежных организаций в Грозном, сказал: "Я смотрю на собравшихся в этом зале молодых людей и думаю: красивый мы все-таки народ. Красивый и сильный".

"По нашим мальчикам"? По каким "нашим"?! И кто тогда будет "не нашими"?!

Красивый и сильный. Спектакль только начинается. Завязка, пусть и с огрехами, но все же состоялась, теперь будем ждать развития действий, а потом и на саму развязку поглядим.
Уже решено ужесточать меры в отношении участников несанкционированных митингов, общественное мнение подготовлено - кто же после такого будет возражать. А под эту формулировку можно подогнать всяких несогласных.

Пока в странах Европы молодежь отстаивает свои права на антиправительственных митингах, мы будем делиться на группировки и грызть друг друга. Этого требует сценарий.

Но это все будет потом. А сейчас Новый год - хороший семейный праздник.

Совместно с интернет-СМИ

Русские в Дагестане

Руслан Таркиев | 10:40, пятница, 24 декабря

Комментарии (5)

Результатов прошедшей в октябре этого года переписи населения еще нет, и трудно сказать, сколько русских сейчас проживает в Дагестане. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в республике проживали 2,6 миллиона жителей. Русские занимали пятую строчку среди проживающих в Дагестане народностей - около 120 тысяч человек.

Но тенденцию к снижению числа русских в Дагестане можно проследить. Если в 1959 году русские были вторым по величине народом в Дагестане с удельным весом в общей численности населения 20 процентов, то в 1989 году их осталось около 9 процентов. В середине 90-х из Дагестана уезжало до семи тысяч русских в год, сейчас ситуация немного стабилизировалась - в среднем в год уезжает полторы-две тысячи русских.

Ради справедливости надо отметить, что русские уезжали из Дагестана не потому, что их здесь притесняли и обижали. В первую очередь на этот факт повлиял рост напряженности в межнациональных отношениях в сопредельных с Дагестаном государствах - Азербайджане и Армении, а также пример соседней Чечни, откуда русские уезжали, оставляя дома и нажитое добро.

Территориально наибольшее число русских проживает в Махачкале и северных регионах Дагестана. Наиболее непростая обстановка сложилась в Кизлярском и Тарумовском районах. Когда-то подавляющую часть населения здесь составляли русские. Многие из них уехали после развала СССР в поисках лучшей доли в другие регионы страны. Районы начали заселяться выходцами из горных районов Дагестана, которые в поисках работы спускались на равнину. Это не могло не спровоцировать напряженности между русскоязычным населением, которое считает эти территории "своими", и поселившимися тут горцами.

Один из последних крупных митингов русских прошел в июле в Махачкале. Жители Кизлярского и Тарумовского районов обвиняли власти республики в неспособности навести порядок в местах компактного проживания русскоязычного населения. Они также требовали найти убийц атамана Кизлярского районного казачьего общества Петра Стаценко, который был застрелен неизвестными в апреле этого года.

Однако власти Дагестана призывают не спекулировать вопросами притеснения русских и не политизировать проблему.

"Не нужно представлять так, как будто только русским в Дагестане сейчас плохо, - сказал участникам митинга министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев. - А разве другие национальности не испытывают подобных проблем? Не нужно политизировать этот вопрос. Давайте лучше подумаем, как всем вместе исправить сложившуюся ситуацию".

Учесть интересы всех проживающих в Дагестане народов - "головная боль" для руководства республики. Здесь по настоящее время сохраняется принцип негласного квотирования при назначении на ответственные должности. Это касается и русскоязычного населения. Сейчас около 10 процентов русских занимают должности руководителей и их заместителей в органах государственной власти и управления Дагестана.

Русские традиционно возглавляют Кизлярский и Тарумовский районы. Из 52 руководителей территориальных отделений федеральных органов исполнительной власти и управления, семеро - представители русского населения. Они занимают такие важные посты, как руководители прокуратуры, управления ФСБ, Налоговой службы, Росстата, Кадастровой службы, Ростехнадзора.

Что касается казачества, то оно в Дагестане не играет заметной роли. Роль казаков сводится, в основном, к сохранению культурных традиций. В республике зарегистрировано 23 казачьих общества, казачьему атаману Николаю Спирину придан статус советника председателя правительства республики.

Как считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев, в Дагестане к казакам было традиционно хорошее отношение, да и сами казаки ладили с представителями дагестанских народов. Хотя после развала Советского Союза терские казаки пытались создать движение за отделение северных районов Дагестана в пользу Ставропольского края. Это в те годы стало для дагестанцев раздражающим фактором.

Несмотря на непростую обстановку, сложившуюся в республике, антирусских настроений в Дагестане нет.

"Дагестанец, который позволит себе какое-либо антирусское высказывание, будет изгоем в любом обществе, это считается, мягко говоря, дурным тоном", - говорит Энвер Кисриев.

Я лично знаю много дагестанских семей, где один из супругов - русский. Они так же, как и представители коренных народов, несут все тяготы нелегкой жизни. Возвращаясь к теме оттока русских из Дагестана, хочу отметить, что уезжают не только русские. Отсутствие работы, сложная криминогенная обстановка - вот основные причины, по которым покидают регион и многие дагестанцы.

Национальный вопрос - очень щекотливая и болезненная тема для Дагестана. Многие с ностальгией вспоминают те времена, когда никто не спрашивал, кто ты по национальности. Иногда перелистывая школьный альбом, я с грустью констатирую, что практически никто из моих русских одноклассников не остался в Дагестане.

Совместно с интернет-СМИ

Возвращенцев в Чечне не ждут

Лечи Хамзатов | 14:41, четверг, 16 декабря

Комментарии (9)

Полпред президента России в СКФО Александр Хлопонин не раз высказывался за возвращение русскоязычного населения на Северный Кавказ, а также переселение и обустройство в центральной части России жителей Чечни, Ингушетии, Дагестана и иных национальных республик, где имеются серьезные проблемы с трудоустройством.

В Чечне, где за время перед первой и во время двух последних военных кампаний республику покинуло большинство русскоязычных граждан, возращенцев особо не ждут, во всяком случае, на уровне рядовых граждан. Это республиканские власти могут позволить себе говорить о необходимости возвращения покинувших в разные годы Чечню русскоязычных специалистов, реализовывать какие-то программы, направленные на решение этой задачи и обещать возвращающимся жилье и рабочие места. На бытовом уровне царят совсем иные настроения.

Возвращение отдельных категорий граждан в места своего проживания - процесс весьма болезненный и непростой. Для них нужно создавать какие-то условия, обеспечивать детей детскими садами, школами, а родителей - жильем и работой. А где все это взять в Чечне, где официально безработица составляет процентов 40-45, а неофициально - чуть ли не в два раза выше. Несмотря на то, что в последние годы Чечня довольно успешно строится и восстанавливается, в республике все еще нет прочной основы - реальной экономики. Власть почему-то активно строит горнолыжные курорты, спортивные стадионы, высотные дома, торговые и развлекательные центры, а не заводы, предприятия и фабрики.

В сельском хозяйстве ситуация не намного лучше. Бывшие колхозы и совхозы либо разворованы за десятилетие безвластия, либо пришли в упадок и буквально перебиваются от одной уборочной страды до другой. Правда часть из них, названных теперь госхозами, "взяли под опеку", а фактически "прихватизировали" большие начальники, и там дела идут вроде бы неплохо, но все равно, проблему нехватки рабочих мест это не решает. А что будет, если в республику начнут возвращаться бывшие жители Чечни и на приоритетных началах начнут получать работу и жилье?

Вот, что говорит один мой знакомый, которому совсем недавно, с большим трудом и конечно же не бесплатно, удалось устроиться на работу в качестве механика.

"При Советском Союзе у нас в республике чеченцам просто невозможно было найти нормальную работу. Все "хлебные" должности занимали русские, армяне, ингуши и представители других национальностей. Наши в лучшем случае могли выбиться в начальники цеха или бригадиры. Специалистов из числа местных кадров практически не готовили. Такая ситуация была и во всех республиках СССР, и автономных республиках РСФСР. Когда к власти в Чечне пришли чеченцы, многие русские уехали, причем многие продали чеченцам свои дома и квартиры или сдали их государству, получив за это компенсации. А теперь говорят, что всех этих людей собрались возвращать обратно. Эти люди уже обустроились на новом месте, где-то работают, учатся, и совершенно неясно, зачем им надо снова все менять. У нас и так люди страдают от безработицы, многие не имеют собственного жилья, а если сюда начнут возвращаться все уехавшие, то ничего хорошего это никому не сулит".

Это в СССР, где разворачивались громадные стройки и выкристаллизовывались такие амбициозные планы, как строительство огромных атомных и гидроэлектростанций, поворот сибирских рек, возведение БАМа, поднятие целины, можно было без проблем перемещать массы людей из одного региона в другой. Тогда даже понятия "безработный" у нас не существовало, а были только "тунеядцы" и "спекулянты", которые, к тому же, преследовались по закону.

Сегодня и страна у нас не та, и проблем в ней гораздо больше, и они еще более серьезные, чем были прежде. Решать одни проблемы путем создания других - вовсе не выход из ситуации. Это только ухудшит и без того далеко не радужную картину на местах, и только.

Совместно с интернет-СМИ

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.