鶹ҳ

Архив 2011-07

Увидеть Грозный и не умереть

Мурад Магомадов | 14:42, понедельник, 25 июля

Комментарии (6)

Белоснежный лайнер опустился на бетон посадочной полосы, пробежался по аэродрому, подрулил к зданию аэровокзала. По трапу спустились трое. Сойдя на землю, они выстроились в ряд и хмуро огляделись вокруг, исподлобья посматривая на встречавших их басурман и поглаживая свои бороды. Словно свои прототипы – русские богатыри с картины Васнецова - сжимали они в руках копья-ручки. Не хватало разве что коней.

Несколько недель назад в Чечню приезжали три человека из Москвы. Это были люди, которых принято считать самыми главными представителями русского националистического движения в России – Белов, Демушкин и Максимов. Именно в этом качестве их и приглашали в Чечню.

Я не видел самого факта приезда этой троицы, и как они выглядели, ступив с трапа самолета на чеченскую землю. Возможно, все было именно так, как я описал. А может, и не было ничего такого, и все это лишь моя разгулявшаяся фантазия на тему профессиональных "русских".

Как бы то ни было, уезжали они обратно в Москву радостные и благодушные, в многочисленных интервью рассказывая, как понравилось им в Чечне, и каким позитивным примером может служить регион для всей Российской Федерации.

В то же время этот самый визит прошел незамеченным в самой Чеченской республике. Я не имею в виду так называемое медиапространство, я – про общество. Уже после этого приезда я специально расспрашивал людей, далеких от интернета, про Белова-Демушкина-Максимова, но в итоге встретил лишь недоуменные взгляды. Разве что один припомнил, что видел сюжет на эту тему по местному телевидению.

И это нормальная реакция. Я видел в интернете снимки, где гости в футболках с надписью "ЯРУССКИЙ" фотографировались на фоне трафаретов с названиями населенных пунктов в Чечне. Мне было немного забавно это наблюдать. Демушкин, Максимов и Белов – не первые приезжие в Чечню, республика – не закрытая территория. Здесь бывают и фанаты футбольных команд, и туристы, и просто транзитные пассажиры, и люди в поисках работы или заработков, и продавцы товаров, и иностранные журналисты. Да мало ли еще какие категории людей навещают нашу республику. Некоторые из них одеты гораздо более экзотически, нежели "ярусские". Так что ничего удивительного для Чечни в таком визите, по крайней мере, внешне, не было.

Это как раз приезжие частенько воспринимают Чечню как некое экзотическое место. Уж очень им хочется пресловутой "экзотики". Чтобы говорить потом по аналогии с Парижем – "увидеть Грозный и не умереть". Чтобы похвастаться друзьям: "Да, я видел мир - бывал в Грозном, Париже и Лондоне". "И как оно?" - чтобы спрашивали потом друзья. "Что, Париж?" - словно не догадываясь. "Да нет, Грозный?" "О-о-о, Грозный...", - и экстаз на пол-лица.

В то же время круги на воде чеченского общества от камня в виде "приезда националистов" не пошли. Но, насколько понимаю, и не должны были. Воздействие планировалось на людей вне республики, что несколькими рядами эшелонированной обороны обложили Чечню заведомо враждебным отношением. Теперь в этой обороне возникла брешь.

Наверное, это и было глубинной целью приезда националистов в Чечню. Того, что они останутся в восторге от республики, в принципе, можно было ожидать. Если так долго пестовать и лелеять образ врага в лице чеченцев только лишь потому, что никогда с этим "врагом" не сталкивался, неизбежно придет отрезвление.

Враг – это тот, кого не знаешь. Тот же, с кем общался, смотрел в глаза, пил вместе чай – как враг уже никогда не воспримется.

Я видел возражения от других националистов, что, дескать, Белов-Демушкин-Максимов не являются полноценными представителями ни русского народа, ни националистических кругов России. Так это или нет, пускай спорят сами, между собой. Не это важно. Важны сами эти люди, активные в жизни и в интернете. А кого они представляют – это уже вторично.

Еще я слышал мнение, что нельзя было выводить приезд такой маргинальной и даже запрещенной группы как Белов-Демушкин-Максимов на такой высокий государственный уровень. Типа, радикалы должны говорить с радикалами. Пускай вон встречаются с Умаровым.

И с этим мнением я какое-то время был солидарен. Действительно, если смотреть с официальной точки зрения, то, наверное, это неправильно. Даже не наверное, а точно. Я очень долго думал так же. Буквально до того времени, пока не засел за эту колонку.

А как сел, так и задумался – а насколько всегда нужно придерживаться политеса и официальных правил игры? Ведь если кто-то хочет добиться конкретного результата, то он не смотрит на условности. Сесть и поговорить – не самый плохой метод. Гораздо лучший, чем мочить и убивать.

В ожидании Куршевеля

Арслан Хасавов Арслан Хасавов | 10:50, вторник, 12 июля

Комментарии (0)

Начнем издалека.

Как известно, в горах Чечни и сопредельных республик планируется открытие современного горнолыжного курорта. По замыслу идейных вдохновителей проекта, этот курорт станет своеобразным Куршевелем по-чеченски, c просторными коттеджами вдоль резких склонов, бутиками и кафешками, выпускающими из приоткрытых дверей аромат свежезаваренного кофе и запахи свежеиспеченных круасанов – простых, с шоколадом, ванилью…

Ставшие вдруг мирными, горы эти будут с нежностью глядеть на отдыхающих туристов. Многовековые деревья будут качаться в такт популярной музыке, играющей из мощных колонок, установленных на столбах.

Туда будут приезжать любители зимних видов спорта со всего мира – поодиночке, с семьями, детей своих будут привозить, запакованных в яркие комбинезоны.

Ухоженные европейские женщины, узнавшие о Кавказе из классической литературы, не упустят возможности стать обладательницами бронзового загара, воспользуются и массажными кабинетами, spa-салонами, которые, естественно, будут входить в этот оборудованный по последней моде комплекс.

Трудно даже себе такое представить, но обязательно найдутся провокаторы, которые, ни разу не побывав в этом горнолыжном раю, начнут лаять в интернете - мол, опасно, мол, сервис хромает на обе ноги - и нести прочий известный бред.

А потом, не дай Аллах, по вине вот таких вот проплаченных провокаторов, работающих на развал нашего Отечества, случится какой-нибудь эксцесс.

Провокаторы другой масти, заблудшие люди, с бородами до колен и шальными взглядами из-под косматых бровей, под покровом ночи незаметно проникнут на территорию курорта. Как плохие парни, не приглашенные на день рожденья одноклассницы, они захотят испортить людям праздник: взорвут канатные дорожки, подложат тротила здесь и там, изрешетят деревянные стены домиков для отдыхающих, стекла повыбивают. И кричать будут что-то непонятное – типа тут Священная война идет, по-арабски что-то скажут – наемники иностранные, и не успокоят их ни свежезаваренный кофе, ни свежеиспеченный круасан, поданный на белоснежной тарелке, ни даже спа-процедуры в шаговой доступности.

Они лишат людей работы, ведь в обслуге комплекса будут задействованы услужливые парни из отдаленных селений, которые на базовом английском с белоснежными улыбками на устах будут помогать отдыхающим, носить их поклажу, любезно расшаркиваясь, в надежде на чаевые, открывать двери в такси, наливать горячий кофе в импортные стаканчики из плотной бумаги, обслуживать в многочисленных ресторанах и магазинах. Да мало ли чем они там будут заниматься – работы ведь на всех хватит.

Но из-за вот этого налета, весть об опасностях чеченского туризма быстро распространится через мировые СМИ, они ведь только и ждут возможности вставить палки в колеса нашего не имеющего аналогов в человеческой истории развития. Отдыхающие быстро соберут чемоданы, а некоторые и собирать их не станут, трусы несчастные, и убегут восвояси так быстро, что и следов на снегу не оставят.

Кафешки опустеют, музыка станет тише, а то и вовсе сменится глухой тишиной, прерываемой разве что свистом ветра, качающим деревья и купающемся в снегу. Парень в одночасье ставшем бесполезным пункте проката инвентаря, грустно глядя вдаль, сплюнет под ноги и механически втопчет грустный плевок свой в грустный снег.

А потом кто-нибудь очень важный объявит всем им, что по известным причинам курорт этот закрывается на неопределенный срок, и что все могут ехать по домам. Всем спасибо, все свободны…

А теперь ближе к делу.

В опубликованной в октябре прошлого года "Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года" уровень безработицы в Чеченской Республике оценивается в 42%. Для решения проблемы избытка трудовых ресурсов предлагается увеличить трудовую миграцию до 30-40 тысяч человек ежегодно.

"В приеме мигрантов требуется задействовать десятки регионов Российской Федерации", - говорится в документе.

Взбудораженные этим известием, активизировались журналисты и блоггеры. Воображение рисовало им самые страшные картины подобного "приема мигрантов" из Северного Кавказа их регионами.

Полномочному представителю президента России в СКФО Хлопонину пришлось даже сделать специальные разъяснения.

Он, в частности, заявил, что "некоторые комментаторы извратили стратегию до неузнаваемости. Это провокация. По-другому я даже сказать не могу. Даже доли процента истины в этих сообщениях СМИ нет".

И вот первая серия этой "провокации", похоже, свершилась. На прошлой неделе стало известно, что для борьбы с безработицей в северокавказских республиках было решено в организованном порядке направлять из них строителей, в том числе из Чечни, на олимпийские и коммунальные объекты в Краснодарский край. Для этих целей в олимпийском Сочи было открыто постоянное представительство ЧР.

Начинание это, если оно, конечно, не спустится к стандартному устройству многочисленных родственников сотрудников представительства на хлебные места, стоит поддержать.

Так случилось, что и я в попытке помочь знакомым из республики устроиться на работу (правда, дело было в столице) не раз становился свидетелем того, как менялись в лице работодатели, открыв страницу в их паспортах, где традиционно указывается место регистрации.

Штамп с надписью "Чеченская республика" в паспорте даже для представителей малых народов из республики при попытке трудоустройства часто становится для их счастливых обладателей чуть ли не волчьим билетом.

Только что была вакансия, но стоит собеседнику заглянуть в паспорт, как она исчезает. Мы вам позвоним, как что-то будет. Ну, конечно.

Причем, не строя иллюзий, профессии для только что закончивших школы ребят мы искали самые простые – охранник, грузчик, продавец, на которых часто задействованы бесправные и безропотные мигранты из Средней Азии. Конечно, и работодателя можно понять - зачем иметь в подчинении своевольного парня, в жилах которого течет горячая кровь. Лишние проблемы, да и только.

В этом смысле представительство в Сочи, если оно сможет действительно стать таким буферным пунктом для трудовых мигрантов из Чечни и будет содействовать в их трудоустройстве, затем последовательно защищать их законные интересы в неминуемых спорах, может стать незаменимым.

Однако, как показывает практика, подобные инициативы заканчиваются довольно быстро, в связи с дипломатично обозначенным в "Стратегии" "высоким конфликтогенным потенциалом" кавказцев.

Что ж, поживем-увидим. А там уже и наш Куршевель подоспеет. Там-то и поработаем на славу.

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.