鶹ҳ

Архив 2010-08

В гостях

Александр Тибатин, Самара Александр Тибатин, Самара | 10:32, понедельник, 30 августа

Комментарии (7)

Лето - время отдыха, отпусков, поездок к друзьям и знакомым. Вот и я решил навестить своего школьного друга. Мы не виделись с ним два года.

Собрался в дорогу, взял подарки и отправился в город Димитровград. Мой друг инвалид первой группы, ходит на костылях. Живет без родителей... Трудно живет, по хозяйству справляется слабо, поскольку руки парализованы. Конечно, приходят навестить и помочь в чем-то родственники, два раза в неделю обязаны у него бывать работники из соцобеспечения. В дом инвалидов он категорически отказался переехать.

Несколько лет тому назад судьба немного облегчила ему жизнь. Пустил он на квартиру молодую девушку, тоже инвалида. Жить вдвоем стало веселее. Все заботы по хозяйству взяла на себя квартирантка. Когда я был у Андрея в гостях, девушка на месяц уехала отдыхать в деревню...

После окончания школы Андрей поступил на истфак педагогического института. Сейчас иногда дает частные уроки по истории и пишет рефераты или курсовые по истории. Есть у него старенький и маломощный компьютер и выход в интернет через модем. Вечерами просиживает за компьютером в интернете, в основном ищет информацию на исторические темы в электронных библиотеках. Человек не потерялся в жизни и кому-то нужен.

Таких людей как Андрей, оставшихся без родителей, довольно много... По-разному живут эти люди. У кого характер посильнее, карабкаются, преодолевая трудности и невзгоды, кому повезет, создают семьи, находят работу... А кто слабее, находит утешение в выпивке, попадает в тюрьму или психбольницу, а то и сводит счеты с жизнью.

Андрей молодец! Не теряет оптимизма. Мы с ним вдоволь наговорились, вспомнили школьные годы, друзей, рассказали друг другу о своих планах...Бог знает, когда еще свидимся.

Приехал из гостей домой и прочел на сайте "Одноклассники" пост о встрече школьных друзей. Это выпуск, где учился мой друг - художник Андрей Подшивалов. Помните, я писал о нем в блоге? Что самое интересное многие ребята приехали издалека, из Челябинска, Краснодара. Выложили на сайте свои фотографии и фотографии нашей школы. Многих с трудом уже можно узнать. Но помнишь всех. Очень интересно узнать, как сложилась жизнь у школьных друзей, порадоваться за них или разделить с ними их печали.

Подумалось - наше прошлое, детство и юность держит нас на плаву, объединяет и сводит, хоть и редко, вместе. Быть вместе - вот что самое важное для людей с ограниченными возможностями. И если выпадает такая возможность побывать с друзьями, грех ею не воспользоваться. Поскольку нет ничего ценнее человеческих отношений.

Прощай, советский "интернет"

Под Самарой ликвидируют радиовещательный центр имени А.С.Попова, некогда жутко засекреченный объект НКВД №15. Его построили, точнее, выкопали в начале Великой Отечественной войны меньше чем за год. И с 19 мая 1942 года отсюда стала разноситься знаменитая фраза "Говорит Москва!" почти на весь мир. Именно в этот радиоцентр всю войну по спецкабелю шли передачи московского радио: речи тогдашних вождей СССР, сводки совинформбюро, концерты и т.д.

Долгое время наш центр оставался самым мощным в стране и одним из крупнейших в Европе. После войны он ретранслировал на коротких волнах передачи международного московского радио на разных языках. Открывал глаза бедным жителям капстран на их тяготы и звал в светлую коммунистическую даль.

Слышимость этого радио у нас, понятно, была отменной. Хотя его информационный контент не часто баловал слушателей новизной. Бубнили там то же самое, что по репродуктору на кухне.

Зато звучали в его программах концерты по заявкам слушателей, передачи о новинках советской эстрады. Их расписание запомнить было не сложно. Из них мы, жители провинции, узнавали о наших новых ансамблях, певцах. Я, например, впервые услышал в 70-е на Международном московском радио записи Александра Градского, столичных рок-групп. А уж песни Тухманова, Антонова звучали почти в каждой музыкальной программе. Больше-то и не припомню тогда у нас композиторов, способных привлечь зарубежного слушателя, работать на мировом уровне. Или хода другим не давали?

В конце 60-х в СССР начали появляться первые переносные транзисторные радиоприемники с КВ-диапазоном. Власти стали меньше следить за тем, кто и что слушает. Люди покупали транзисторы, разумеется, чтобы быть в курсе последних мировых новостей и без разрешения "старших товарищей" свободно узнавать о жизни зарубежном, слушать западную музыку. Коротковолновые частоты были для советских людей, пожалуй, "интернетом" той поры. Правда, часто без обратной связи.

Не избежал увлечения радио тогда и я. Даже уговорил в 72-м году родственников и хороших знакомых сброситься и подарить мне на день рождения приемник "VEF-201". Год уговаривал. Как потом оказалось, не зря.

Приемник многому меня научил. Слушать разные точки зрения и делать свои выводы. С интересом следил за работой дикторов и журналистов русскоязычных станций, за их приемами подачи материала, аналитикой событий. Нередко бывало, что, послушав несколько радиостанций, сопоставив детали, я лучше представлял услышанное. Эти вечерние "мастер-классы" очень пригодились мне впоследствии, когда я начал писать для газет и радио, теперь, вот, вести блоги в интернете.

Приемник развивал меня, не удивляйтесь, и физически. Из-за болезни я не всегда хожу твердо. Мне же предстояло самому носить "VEF" по квартире, пока родители были на работе. А в нем - килограмма три с батарейками. Приходилось следить за собой, когда брал преемник с собой на кухню или на балкон. Старался держать осанку, не спешить, просчитывать каждый шаг. Ведь если упаду нечаянно и разобью драгоценный аппарат, мне вряд ли купили бы взамен новый. Стоил он тогда чуть меньше месячного бюджета нашей семьи.

Конечно же, в свои 12-13 лет я мечтал о коротковолновом приемнике с одной целью: слушать зарубежную музыку в неограниченном количестве. Хотелось самому, наконец, понять: за что же тогда так ругали в наших газетах "Битлов", "Роллингов" и другие западные группы? Сей вопрос остается для меня неразрешимым до сих пор. Скорее всего, журналистам не о чем было больше писать. Но все равно - мой им респект. Их "разгромные" статьи о "растлевающей" культуре Запада подтолкнули меня к поиску альтернативных источников информации. И, думаю, не меня одного.

Западные группы на поверку состояли вовсе не из опустившихся и взбалмошных людей, а в большинстве из профессиональных и интересных музыкантов. В песнях, гитарных рифах они умели передать окружающим свое видение музыки, удивить чем-то новым. Это и захватывало нас в их композициях.

Однако слушать долго музыку на коротких волнах да еще с постоянным бэк-вокалом "глушилок" довольно сложно. А мой любимый джаз - сплошная нервотрепка. Тут нужна другая акустика, необходимо слышать малейшие нюансы исполнения. Когда же из динамика до тебя доносится лишь начало пьесы, немного из середины и ее финальные аккорды, радости на сердце не прибавляется нисколько.

Лишь в 90-х с исчезновением "глушилок" ситуация с музыкой в КВ-диапазоне улучшилась. А когда некоторые самарские FM-станции начали транслировать программы о роке и джазе западных "голосов", в том числе и Би-би-си, - это был праздник души. Однако продолжался он, увы, недолго. Видно, наши "короли эфира" испугались уровня мастерства зарубежных коллег, испугались конкуренции.

В 70-е же я постепенно перешел от прослушивания музыки на коротких волнах к передачам о политике, к программам о культуре, литературе. Именно тогда я впервые услышал по радио песни Галича, прозу Солженицына, узнал о многих направлениях в искусстве. Мой мутно-черно-белый мир стал превращаться в цветной, горизонт начал отодвигаться все дальше и дальше.

Музыку продолжал слушать по родному Международному московскому радио. Иногда оно выдавало классные концерты советских и зарубежных исполнителей. Все зависело от редакции, от личности ведущего и даже от времени суток (когда начальства поменьше!).

Парадокс: после развала СССР и сокращения финансирования радиоцентр под Самарой какое-то время ретранслировал передачи западных станций, своих недавних противников. Их слышимость тогда была на коротких изумительной, как сейчас в интернете.
Сегодня радио все больше уходит в "цифру". Любую станцию в сети можно найти за 3 секунды. Все четко, по-деловому. Жаль, но при этом пропадает волшебство радиоэфира. Исчезает чувство того, что человек у микрофона говорит только с тобой, и ты для него важен.

Недели 2-3 на территории нашего центра шел снос восьми радиомачт высотой от 76 до 200 метров. Под каждую из них взрывники закладывали не менее шести килограммов гексогена. Крепко раньше строили.

В середине "нулевых" работы тут не стало совсем. Переоснащать радиоцентр из аналогового в цифровой посчитали слишком дорогой затеей. Прежнее руководство области хотело создать на его базе музей радио. Но решили "на верху" подождать лучших времен и в мае 2005 года законсервировали этот центр. В смысле, повесили замки на все двери, сняли хорошую охрану, оставили для приличия несколько пенсионеров с пугачами стеречь участок в 100 слишком гектар. Через полгода от оснащения радиоцентра не осталось и следа. Его растащили жители окрестных сел: кто для домашнего хозяйства, кто-то, чтобы сдать в металлолом...

На коляске, без лифта...

Действительно у природы нет плохой погоды? Или это просто красивая метафора? Кажется, совсем недавно мы с нетерпением ждали прихода весны. Уставшие от морозов, мечтали погреться на солнышке, увидеть распускающиеся листочки на деревьях, послушать раскаты грома и насладиться настоящими летними ливнями. А в итоге вот уже третий месяц нещадно палит солнце, жара за 40, асфальт плавится, некогда яркая зелень покрылись густой пылью, а что такое дождь, по-моему, все давно позабыли.

И, все-таки, лето я люблю. Летом больше возможностей вырваться из дома, встретиться и пообщаться с друзьями.

В начале августа мне предложили поездку в Ташлу. Это небольшое село находится в двух с половиной часах езды от города и знаменито старинной красивой деревянной церковью и своим целебным источником. Туда едут не только паломники, но и туристы.

Уже на протяжении многих лет общество инвалидов колясочников организует поездки на этот источник. Для многих людей, которые годами не выходят из дома, подобные мероприятия являются настоящей отдушиной. И пусть это путешествие длится часов 10, и на колясках его выдержать не очень просто, люди с нетерпением ждут его каждый год.

Подготовка к поездке начинается приблизительно за месяц и сопряжена с определенными трудностями. Идет напряженный поиск спонсоров, которые предоставили бы автобусы, составляются маршруты, чтобы потом собрать людей с минимальными затратами времени, привлекаются волонтеры, в основном из числа студентов или военнослужащих. Без этих добровольцев подобные мероприятия вообще не могут состояться.

Ни для кого не секрет, что большинство наших домов совершенно не приспособлены для проживания в них на колясках, и далеко не все инвалиды обитают на первых этажах. Я сама живу в пятиэтажке без лифта, и для меня каждый выход из дома является испытанием. Да и там, где есть лифты, не всегда можно использовать их по назначению. Где-то видела сюжет, как один умелец, после травмы прикованный к кровати, отыскав в интернете чертежи, сконструировал себе подъемник, чтобы можно было спускаться с балкона пятого этажа.

Всем известно, что проблема доступности касается не только жилых домов, но и различных учреждений. Недавно в своей районной поликлинике я попыталась на коляске протиснуться в обычный лифт, но мои усилия оказались безуспешными.

О доступной и безбарьерной среде для инвалидов сейчас говорят много, и даже принимаются определенные законы, но на практике реализация этих законов продвигается очень медленно. Хотя радует уже то, что об этом начали говорить. Вот и приходится прибегать к старому испытанному способу преодоления трудностей - к человеческой помощи. Для этого и необходимы волонтеры. Они на руках сносят людей на колясках вниз по лестницам, поднимают в автобусы, помогают преодолевать препятствия и являются просто незаменимыми помощниками.

И на этот раз трудности были преодолены, поездка в Ташлу состоялась, и, несмотря на жару, оказалась очень даже чудесной. Кто хотел, тому помогли спуститься к источнику, искупаться, кто-то просто любовался окрестными пейзажами и дышал свежим воздухом. Я думаю, каждый получил для себя то, зачем ехал. В город мы вернулись ближе к вечеру. И мне жаль, что многие не выйдут из дома еще очень и очень долго.

В отличие от тюремного, свой срок хочется продлевать и продлевать

Сергей Грапонов, Самара Сергей Грапонов, Самара | 12:33, понедельник, 9 августа

Комментарии (9)

Предмет моей светлой зависти - обязательные в тюрьмах ежедневные прогулки, для поддержания в организме достаточного уровня витаминов. В остальном жизнь многих инвалидов, особенно тех, кто не может даже сидеть в коляске, во многом похожа на жизнь заключенных. Схожи их занятия, обусловленные избытком времени в ограниченном пространстве - изготовление кустарных поделок, сувениров. Играют в тюрьмах и домах инвалидов в одни и те же игры - карты, шахматы. В силу различных причин психологического характера и те, и другие часто предрасположены к алкогольной зависимости.

Было время, когда водку продавали по талонам, и у меня, человека непьющего, образовался запас этой жидкой валюты. Мне понравилось выпивать рюмку-другую во время еды - это скрашивало безрадостное, в общем-то, существование. Однако, мои почки, "посаженные" пролежнями еще при Брежневе, "выкатили мне предъяву" - или "сухой закон", или безусловно-досрочное освобождение от мучений. В отличие от тюремного, свой срок хочется продлевать и продлевать, поэтому пришлось искать себе "оттяг" среди менее токсичных способов самозабвения.

"Вот хорошо бы еще, чтоб мне не видеть прежних снов. Они как острый нож для инвалида. Во сне я рвусь наружу из-под гипсовых оков. Мне снятся рифмы, свечи и коррида", - это "Баллада о гипсе" В. Высоцкого. А я бы не отказался от подобных снов и был очень доволен, что дожив до компьютеризации населения, получил возможность видеть их наяву. Забыты рисование, чеканка, ремонт приемников, модели парусников, с их мусором, пылью, запахом лака - компьютер открыл эру "чистых" развлечений.

В первую очередь, это компьютерные игры. Они поглощают значительную часть моего свободного времени. Играя, забываешь о болезнях, отвлекаешься от тягостных размышлений о том, как все могло бы быть. В реальной жизни не хватает интересных событий, острых ощущений, и, почти по Есенину: "Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за ... Аватаром". Читал об эксперименте, в котором на человека надевают специальный костюм, лишающий кожу осязательной функции. Пишут, что мозг, получая недостаточный объем сигналов извне, может впадать в заторможенное состояние. Нарушенная чувствительность кожи, при травмах позвоночника, должна, в принципе, оказывать такой же эффект. Надеюсь, что компьютерные игры помогают восполнять этот недостаток, "достраивая" тактильные ощущения визуальными и эмоциональными.

Прежде всего, мне интересны симуляторы - программы, позволяющие "закосить" под кого угодно - хоть бомжа, хоть президента виртуального государства. Спортивные симуляторы дали мне больше знаний о футболе и хоккее, чем вся предыдущая жизнь. Как, впрочем, и о большом теннисе, парусном спорте, дзюдо. Симуляторы боевой техники не только содержат подробнейшие исторические справки и технические характеристики танков, самолетов, подводных лодок, но и позволяют управлять их виртуальными копиями, воссозданными с "пугающей реалистичностью" (по словам одного ветерана Люфтваффе об игре "Штурмовик Ил-2"). Президенту Медведеву во время визита в Обнинск этот симулятор тоже очень понравился. Управление такими программами - далеко не тривиальная задача (особенно, если интерфейс английский), а участие в онлайновых "битвах" становится испытанием и для самолюбия.

Это изобретение человечества, навевающее "золотой сон", стало для меня приемлемой альтернативой алкоголю и прочей "дури". Многие разглядят в этом стремление спрятаться от действительности, бегство от проблем. Мне больше нравится слово "побег". Это я признаю. А если кто-то "настучит" на меня, будто я убил время - не верьте, это поклеп чистой воды! Оно само всех убивает! А впрочем... я не хотел его убивать, это была самооборона... Сколько мне за это добавят?

Опыт "живого эфира"

Недавно на свой компьютер я поставил программу, с помощью которой можно слушать радиостанции в интернете. Одно движение "мышкой" - и в колонках звучат новости "Эхо Москвы" или музыка 70-х годов на волнах "Ретро FM". Очень удобно!

Как непринужденно и легко общаются с радиослушателями радостными голосами ведущие у микрофона. Не бояться оговорок, умеют выйти из любой трудной ситуации, знают массу анекдотов и приколов, владеют молодежным сленгом, умеют вовремя подать нужную информацию и неплохо разбираются в современных музыкальных направлениях.

По-хорошему им завидуешь!

Однажды в моей жизни был момент, когда все прелести "живого эфира" довелось испытать самому. Мне представился случай познакомиться с ведущей одной из местных радиостанций. Я часто слушал эту станцию и, бывало даже, звонил в прямой эфир и участвовал в интерактивных передачах.

Надежда, так звали мою знакомую с радио, предложила подумать о совместном проекте. Думали достаточно долго, обсуждали разные варианты передачи. Одно условие - это должен быть прямой эфир. Наконец было решено делать еженедельные воскресные двухчасовые эфиры развлекательно-познавательно-музыкального направления с привлечением в прямой эфир радиослушателей.

Дело было перед Новым годом. За две недели до пробного выпуска нашей программы "Воскресный экспресс" мы с Надеждой записали трехминутные ролики с анонсом новой передачи, которые регулярно выдавали в эфир. Тема первой передачи естественно предновогодняя, сказочно-фантастическая, короче, предпраздничная. Обсудили и подобрали музыкальный ряд, обговорили очередность сюжетов, провели ряд домашних репетиций.

И вот в одно прекрасное воскресение я поехал на радио. Ехать нужно было довольно далеко, и меня провожала мама. Мне выписали пропуск, на пороге радиостудии меня встречала сосредоточенная и серьезная Надя.

Чувствовалась, что она волновалась. Что уж говорить обо мне! Я приехал за час до эфира, прочитал еще раз тексты, которые должен был читать у микрофона. Моя соведущая посоветовала выучить их почти наизусть. И честно предупредила, что передачу будет слушать руководство радиостанции, чтобы принять решение о выходе или невыходе нашей программы.

И вот начало эфира. Одеваю наушники... Мама дорогая! Звучит первая музыкальная композиция. Николай Расторгуев поет песню: "Дорога, дорога, ты знаешь так много о жизни такой не простой...". Непростая в те минуты была у меня жизнь. Волнение колоссальное, голос местами дрожал, в горле от волнения перехватывало... Ежеминутно бросало то в жар, то в холод.

Немного давали передышку музыкальные композиции, которыми мы перемежали сюжеты. Не помню, как подошел конец эфира. Со стороны я, наверное, был похож на мокрого гуся и мешок с сенной трухой одновременно. Страшно хотелось спать! А где-то на периферии воспаленного сознания стучала в виски мысль "У меня был "живой эфир!". И мне было потом совсем неважно и необидно, что других выпусков "Воскресного экспресса" не состоялось.

Начальству виднее. Но первый-то эфир прошел! И он для меня был незабываем!

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.