鶹ҳ

« Назад | Блог | Вперед »

20 лет без СССР

Ровно 20 лет назад моя мама собиралась встретить свой день рождения с особым размахом: юбилей. Закупались продукты, готовились сюрпризы, съезжались родственники в дальневосточный городок. А за два дня до торжества мама грустно произнесла: "Вот так подарочек". Из телевизора в этот момент выплескивалось "Лебединое озеро".

"Что ж, будет праздник со слезами на глазах", - невесело пошутил папа. Но обошлось: точно в день рождения, 21 августа, в далекой Москве здравый смысл победил. И на радостях похоронил огромную страну. Страну, которую любили и ненавидели, на которую молились и которую боялись. Страну, которая строила и уничтожала, кормила и морила голодом.
Страну, в которой выросли мои родители и я сам.

Мы и сейчас уверены в том, что победил здравый смысл. Что история – история болезни – предопределила исход: летальный. Но есть и другие мнения. Вплоть до того, что это была величайшая геополитическая катастрофа XX века. Не две мировые войны, в которых погибли десятки миллионов, не классовые и этнические чистки, унесшие сотни и сотни тысяч жизней в самых разных уголках планеты – от Китая и Кампучии до Курдистана и Руанды, а именно распад СССР – почти бескровный.

Катастрофа? Геополитическая? Величайшая? Это, как и многое другое, вопрос определений. О которых – как о вкусах – спорить трудно. Но не выяснив, что и почему случилось двадцать лет назад, мы не оценим происходящее теперь. И не поймем, что будет еще через двадцать.

Поэтому мы приглашаем вас .

О том, как прожили эти годы мы сами и наши страны. Те страны, что родились после памятного августа 1991 года. Страны, что считались когда-то союзом нерушимым, а потом пошли такими разными путями.

Разошлись ли эти пути окончательно, или они как те рельсы, что у горизонта сходятся? Чувствуют ли себя люди в этих странах более счастливыми, чем 20 лет назад, или еще более обделенными? Вошли они в новое тысячелетие с ощущением будущего или волокут за собой груз прошлого?

Сегодня bbcrussian.com запускает проект "20 лет без СССР".

В его рамках мы будем публиковать самые разные материалы: от воспоминаний участников августовских событий 1991 года до портретов людей, которые эти события "проходили" в школе. Мы напомним вам о самых значимых – судьбоносных, как говаривал один из главных героев новейшей истории, – датах последних 20 лет.

Мы будем задавать вопросы и искать ответы – вместе с участниками программы "Вам слово", которая 19 августа, в день 20-летия путча, выйдет из одной из московских студий.

И, конечно, вместе с вами.

КомментарииОставить комментарий

  • 1. в 12:40 PM 01 авг 2011, Dimitri Selunin написал(а):

    Ян, вот Вы пишете:
    Не две мировые войны, в которых погибли десятки миллионов, не классовые и этнические чистки, унесшие сотни и сотни тысяч жизней в самых разных уголках планеты – от Китая и Кампучии до Курдистана и Руанды, а именно распад СССР – почти бескровный.

    Уверен, этнические и классовые чистки в одном только СССР исчисляются десятками миллионов. Хотя, из арифметики и следует, что и десятки миллионов можно расстатривать, как многие и многие сотни тысяч, истинный порядок (хотя бы порядок) этой величины обязан быть установлен исследователями и оглашён таким, каким будет найден.
    Если этого не будет, литературное исследование А.И.Солженицина, так и останется самым правдивым и достоверным, по меньшей мере для меня.
    А рассуждения о бескровной победе здравого смысла или о геополитической катастрофе, станут и вовсе бессмысленны, только уже для всех.. Тоесть, никто, ни с кем, ни о чём и никогда не договорится. И стране той ничего хорошего не будет.

  • 2. в 12:56 PM 01 авг 2011, michael написал(а):

    Попытался, перевести Вашу фамилию... Английские Liggen, Leggen. Датское Legger. И, конечно, Ledger... Жуткая смесь значений получилось. От контрабанды алкоголя, до надгробья... Извините...

  • 3. в 02:23 PM 01 авг 2011, Vadim написал(а):

    Однажды выдающего китайского деятеля Дэн Сяо-пина спросили, что он думает о Великой Французской революции. Мудрый Дэн ответил: "Прошло еще слишком мало времени, чтобы давать оценку этому историческому событию". Я с ним согласен на все сто процентов! И мне удивительно, как может редактор одного из подразделений уважаемой мною Би-Би-Си не понимать, что оценивать исторические события можно лишь спустя 1000 лет после их свершения. Советский Союз был великой страной, но во главе его после Сталина оказались бездарные руководители, которые и привели его к гибели. Осколок СССР - Россия сейчас во мгле.

  • 4. в 03:10 PM 01 авг 2011, Вадим написал(а):

    Был ли распад Римской империи величайшей геополитической катастрофой V века? Для некоторых древних римлян наверняка да, для нас - всего лишь пара абзацев в учебнике истории.

  • 5. в 05:18 PM 01 авг 2011, Идрис написал(а):

    Бездарные правители после Сталина говорите. Ну ну. То есть этот даровитый правитель помог нам в чем то? Специфика России заключается в том, что сказал создатель Германии Бисмарк: "Россию нельзя победить". Это я к тому, что даже такое как эксперимент с постройкой социализма она смогла преодолеть практически не пострадав. Ведь удивительно, но Московское царство, Российская империя, СССР, Российская федерация в принципе занимали одно и то же место на Земле, разные Аляски и Калининграды не в счет. Это я к тому, что наше государство несмотря на катастрофические разрушения все таки имеет что то, что ее стягивает в единое целое. И в этой связи возможно распад Союза не был для нас чем то катастрофически важным.

  • 6. в 05:48 PM 01 авг 2011, Ученик написал(а):

    Это знаменательно, Ян, что Ваша первая запись в Редакторском блоге появилась в день забастовки Ваших коллег. Выйдя на работу в одиночку, Вы нашли чем себя занять?

  • 7. в 06:25 PM 01 авг 2011, Юрий написал(а):

    На мой взгляд, стоило бы сделать проект не "Двадцать лет без СССР", а "Россия после переворота 1917 года"!
    За это время они (коммунисты плюс гебисты и иже с ними прочее), потеряли не только генофонд (от расстрелов юнкеров-пацанов в 1917, иммиграции интеллигенции, бегству молодых талантливых ученых в наши дни), но и территории. Уже давно современная Россия-это не великая страна. Они даже защитить себя не могут, нет современных вооружений. По большему счету оттуда (из этой так называемой страны), все уже уехали, остался люмпен и "бизнесмены", работающие вахтовым методом (семьи их в ЕС и Америке) по откачиванию денег.
    У России нет будущего до тех пор, покак не будет принят хотя бы закон о реституции и возвращена монархия. Да, жавль, а какая великая была Империя Российская!

  • 8. в 07:58 PM 01 авг 2011, николай написал(а):

    В любые времена и в любой стране были те, кто во мгле и те, кто в ярком солнечном свете, те, кто ненавидит свою Родину и те, кто ее любит, те, кто трудится и те, кто ворует, те, кто умирает за свою землю, и те, кто ее предает. Россия была, есть и будет великой страной несмотря на немецких рыцарей, татаро-монгол, наполеонов, фашистов, коммунистов, лимоновцев, едросов, эсеров и т.д. и т.п. Потому, что Россия это Православная держава, а значит Держава света любви и добра.

  • 9. в 02:53 AM 02 авг 2011, vladimer013 написал(а):

    Величайшая Геополитическая Катастрофа XX века? - случился в октябре 1917 году. нас так долго "травили", что нет ни щанса на спроведливость и свободы, пака не сгинет последний "совок". мы, великий советский народ 20 лет назад проснулис и ... фшик! не долго думали комунисто-комсом. номенклатура, перекрасилис, вспомнили о "Великий Руссий", в руки византийский двуглави орел и порот чуш о божественний миссий, нац. идеий и т.д. и т.п. а там глядишь -"хайл путин" не далеко. "убежала от волка, сажрала серая собака" ну конечно сталин и гитлер - Две стороны одной медали. согласен с вами Vadim, 20 лет маловато для выветривания чуши из вас.

  • 10. в 10:49 AM 02 авг 2011, Ян Ледер написал(а):

    Dimitri Selunin, чистки в СССР я не упомянул сознательно, поскольку в России они не всеми воспринимаются однозначно: многие ведь говорят об эффективном менеджменте, помните? Хотя с моей точки зрения (как, очевидно, и с Вашей), эти трагедии - аргумент в пользу того, что катастрофой был не развал Союза, а его существование.

  • 11. в 10:54 AM 02 авг 2011, Ян Ледер написал(а):

    michael, а с немецкого? Попробуйте. Получится алкоголик-контрабандист на кожаном надгробье. Неплохо, а?

  • 12. в 11:00 AM 02 авг 2011, Ян Ледер написал(а):

    Vadim, боюсь, ни у нас с Вами, ни у России нет тысячи лет на оценку произошедшего. Но и через тысячу лет, наверное, Ваша и моя оценки отличались бы принципиально. Ибо вы считаете, что проблемы СССР начались после Сталина. А я - что до.

  • 13. в 08:46 AM 05 авг 2011, Кондрат написал(а):

    Не получится полноценной дискуссии.
    Слишком разные возможности у Горбачева,"владельцев заводов,дворцов,пароходов"и людей,потерявших стабильную работу и влачащих поистине жалкое существование,особенно в деревне,на обломках колхозов и "Сельхозтехник".
    Слишком разные медиаресурсы у всевозможных "Центров"и "Институтов",проводящих социсследования на западные средства,журналистов,надежно прикрытых модерацией и иными эманациями"свободы слова",и людьми,которым есть что сказать,но никто их слушать не собирается.
    Подборка мнений будет не в пользу гибнущих под бомбами "демократизаторов",а тех,кто заказывает медиамузыку,кто танцует девушку.
    Потеря системы сдержек и противовесов,так почитаемая в странах,именующих себя цивилизованными,в глобальном масштабе привела к диктату разнузданной силы,всячески поддерживаемой"независимыми СМИ".
    Да,г-да,за эти 20 лет вас есть с чем поздравить.
    Остается надежда,что историческая ситуация-дама изменчивая,и,как учит история,что было,то и будет.Как у Вас там,про рельсы?

Читайте также…

鶹ҳ iD

鶹ҳ navigation

鶹ҳ © 2014 Би-би-си не несет ответственности за содержание других сайтов.

Эта страница оптимально работает в совеменном браузере с активированной функцией style sheets (CSS). Вы сможете знакомиться с содержанием этой страницы и при помощи Вашего нынешнего браузера, но не будете в состоянии воспользоваться всеми ее возможностями. Пожалуйста, подумайте об обновлении Вашего браузера или об активации функции style sheets (CSS), если это возможно.